[ Политика ]

Павел Шапкин предсказал рост производства алкоголя в России

29 декабря 2022, 18:40
Фото: личный архив Павла Шапкина
29 декабря 2022, 18:40 — Агентство Экономических Новостей

Агентство экономических новостей узнало у руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина о состоянии и перспективах российского рынка алкоголя.

С 1 января 2023 года в России вырастут минимальные цены на крепкий алкоголь и игристые вина. Наш собеседник отметил, что это обычное ежегодное событие, а сама конечная розничная цена зависит от многих факторов, в том числе затрат на производство продукции и величины налогов. Говоря о влиянии антироссийских санкций на внутренний рынок алкогольной продукции, Шапкин напомнил, что с него ушли четыре крупнейшие транснациональные компании — LVMH (Hennessy, Moët & Chandon, Bacardi), Diageo (Johnnie Walker, Baileys, Captain Morgan, Smirnoff), Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat) и Brown Forman (Jack Daniel’s, Finlandia).

Поскольку их продукция (за исключением брендов Brown Forman) не разрешена Минпромторгом к параллельному импорту, то объем ввоза крепкого алкоголя в Россию значительно снизился, но отечественный потребитель не остался без него. Иностранная продукция многих других брендов по-прежнему завозится в нашу страну, в том числе путем параллельного импорта, хотя при
составлении этого списка действовал «немного избирательный подход, который говорит о лоббировании интересов отдельных компаний». Отдельно эксперт выделил ром, 80% объема которого завозится в Россию из Доминиканы и Пуэрто-Рико, и показатели ввоза снизились не очень сильно.

Кроме того, отечественные производители активно занимаются импортозамещением. Как отметил Шапкин, результаты разнятся в зависимости от вида алкоголя. «Производство джина выросло в 3,5 раза, в результате отечественный продукт заместил импортный и даже стал активно экспортироваться. Например, поставки джина в Бразилию в два раза превысили объем отгрузки водки. Выпуск рома увеличился в 5 раз, но абсолютные цифры не настолько внушительны, и потребность рынка в нем пока не закрыта», — сказал эксперт. По его словам, российские производители виски почти полностью заместили ушедший импорт, а выпуск коньяка налажен уже давно. Эксперт прогнозирует, что по итогам 2022 года производство коньяка вырастет на 13,4% к 2021 году (при потреблении 120 млн литров), на 11% увеличится выпуск вин и на 33% — виски.

Шапкин особо отметил, что уже более половины крепкого алкоголя с этикетками на иностранных языках брендом производятся в России, и это не означает автоматически, что он хуже импортного . «Если привести в пример ром Bacardi, то в силу инерционности мышления люди по-прежнему считают, что это исключительный продукт. Этот бренд стал нарицательным именем, но ром других производителей может не отличаться от него в худшую сторону», — сказал наш собеседник.

Одной из серьезнейших проблем отрасли эксперт считает недостаточное производство собственного сырья. По его словам, около 95% использованного для производства виски сырья является импортным. «Компании покупают иностранное сырье для того, чтобы не тратить время и средства на выдержку. В нашей экономике долгие деньги вообще не приняты», — сказал Шапкин. Кроме того, принятый в прошлом году закон обязывает производителей «Коньяка России» выпускать его из 100% выращенного в нашей стране винограда.

«Как отмечает Союзконьяк, более половины коньяка в России является фальсификатом. Никто не знает, что будет дальше. Власти рассчитывают, что новые виноградники смогут закрыть потребности внутреннего рынка, но они не учитывают, что виноград вырастает разного качества. Низкокачественную часть винограда перегоняют в технический спирт даже в Европе, где его давно выращивают. Поэтому площади виноградников надо увеличить хотя бы в четыре раза», — сказал глава Центра. Напомним, что российское правительство планирует до 2030 года направить более 26 млрд рублей на расширение виноградников.

Отдельную проблему он видит в излишней бюрократии. «Кажется, что есть поддержка виноградарства, но это далеко не так. Вы можете купить землю и выращивать его, но если объект не включен в реестр виноградников, то вы никто, и звать вас никак. Вычетов по акцизам производитель не получит, и будет платить 30 рублей за литр. Кроме того, процесс согласований усложняют саморегулируемые организации», — считает Шапкин.

Ранее Агентство Экономических Новостей сообщало, что россияне на 80% стали больше тратить денег на алкоголь.




Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале "Агентство Экономических Новостей". Присоединяйтесь!