[ Инвестиции ]

Экономист Ракша рассказал, кто виноват в том, что российских инвесторов нет

23 июля 2022, 12:45
23 июля 2022, 12:45 — Агентство Экономических Новостей

Рубль не является полноценной инвестиционной валютой – об этом последние годы говорят многие экономисты. Об этой же проблеме упомянул президент России Владимир Путин 18 июля во время совещания по стратегическому развитию и нацпроектам.

Президент назвал две российские компании, которые сегодня испытывают сложности с привлечением средств: Ozon и «Яндекс». Обе корпорации развивались за счёт денег, которые им удавалось привлечь на Западе. Но теперь этот канал, питавший развитие, перекрыт многочисленными санкциями. А российская финансовая система оказалась не готовой поддерживать отечественный бизнес. Именно это и раскритиковал глава страны, призвав решить проблему.

В России регулярно подобные заявления президента действуют лучше прямых указов. Не пробьёт ли выступление Путина в защиту Ozon и «Яндекса» плотину, которая удерживает внутренние российские инвестиции? Об этом корреспондент Агентства экономических новостей поговорил с экономистом Денисом Ракшей.

При чём тут Центробанк?

«Есть экономисты, которые утверждают, что на пути внутренних российских инвестиций стоит Центробанк РФ. Эти люди, мягко говоря, несут ерунду. ЦБ тут вообще ни при чём. Теоретически, он, конечно, регулирует все финансовые рынки, но он совершенно не против, чтобы внутри России были инвестиции.

Эти экономисты, они говорят о другом: о том, что Центробанк держит высокую ставку, поэтому в РФ «дорогие» деньги и так далее. Но проблема тут в другом.

Денег частных и корпоративных инвесторов у нас полно. Я уже давненько не заглядывал в данные ЦБ, но ещё до начала СВО в Донбассе там было примерно под 20 триллионов рублей – это сбережения физических лиц и остатки на счетах компаний. И около 10 триллионов своих денег было у банковского сектора. То есть, совокупно там в районе 50 триллионов рублей.

Конечно, это не означает, что всё это лежит в наличных деньгах. Но, в принципе, это деньги, которые могут перетекать из одних финансовых инструментов в другие. То есть денег полно, и даже наоборот: граждане и компании не знают, куда их «приткнуть»».

Нестабильность

«Почему они их не инвестируют во всякие «Яндексы». Просто потому, что они не знают, что завтра будет с этим «Яндексом». Каким боком тут Центробанк? От него завтрашняя судьба «Яндекса», вообще, не зависит. Зато зависит сейчас исключительно от политики. Даже, можно сказать, от геополитики.

Введут санкции или не введут? Закроют рынки или нет? В смысле, те рынки, на которых эти компании работают там, за границей, как тот же «Яндекс». Соответственно – нужно ли будет компаниям расплачиваться по их облигационным займам или не нужно?

Плюс есть некоторые технические проблемы. Например, работа через Московскую биржу или национальный депозитарий, против которых тоже введены санкции. Грубо говоря, нормальный инвестор не захочет работать через подсанкционный депозитарий.

Соответственно, ему единственная дорога – на оставшуюся площадку: Санкт-Петербургскую биржу. Но на этой бирже торгуются не все эмитенты».

Отсутствие инфраструктуры

«Если говорить в целом, то самим эмитентам нужно приспособиться к новым условиям, выйти на новые площадки, выпустить новые инструменты. Потому что на западе они привлекают деньги не по щелчку пальцев: они делают полноценное «роуд-шоу», у них там есть уполномоченные банки, которые для них западные деньги привлекают.

Поскольку это можно было сделать на Западе и дешевле, чем в России, то здесь этим никто особо не заморачивался. Теперь здесь это делать надо, поэтому надо выстраивать всю инфраструктуру и учиться работать на внутреннем рынке. А это – время. И это – деньги, которые кто-то должен потратить.

То есть надо отечественных инвесторов убедить в том, что «несите ваши денежки, иначе быть беде»».




Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале "Агентство Экономических Новостей". Присоединяйтесь!