Автор: Лев Затонский
Рынку надо думать о будущем: почему качество дороже денег

Китайский автопром показал серьезный провал своего производства. Слабое качество, ненадежность и отсутствие ответственности китайских поставщиков за свою продукцию — опасность и для других сфер экономики. В производстве и эксплуатации сложного оборудования, тех же канатных дорог и транспортных систем, такие риски недопустимы, отмечают специалисты.
Китайцы на своем не ездят
Автопром и сектор горнолыжного туризма — два крупных сектора российской экономики, куда активно зашел Китай после резкого ухода западных брендов в 2022 году. Однако практика демонстрирует негативные эффекты. Автосалоны России фиксируют до 50% случаев гарантийных обращений по проблемам китайских автомобилей. При этом перепроизводство автомобилей в Китае дошло до того, что уже тысячи «подержанных новых» машин ждут, пока их купят, и такой залежалый товар Китай пытается поставлять и в Россию — по серым схемам. Специалисты предостерегают от таких покупок, чтобы не попасть на еще более серьезные проблемы. Автомобили многих китайских брендов массово отзываются с рынка — из-за многочисленных технологических проблем с качеством.
Сами китайцы не хотят ездить на своих машинах — предпочитают японские или немецкие (в КНР популярны Honda, Nissan, Toyota и Volkswagen). И именно по той причине, что китайские автомобили серьезно отстают по качеству — жители Поднебесной об этом прекрасно знают. Зато КНР отправляет такую продукцию на экспорт. Владелец одной из сетей автосалонов по продаже машин из Китая замечает, что кажущиеся модными и технологичными китайские автомобили продаются только за пределами Китая, а внутри страны — нет. Скажем, бренды Chery и Haval даже не входят в десятку лидеров китайского авторынка.
Доктор экономических наук, профессор РЭУ имени Плеханова Павел Журавлев приводит примеры из практики, когда потребители страдают от безответственности, непрофессионализма и халатности китайских производителей: «Недавний случай: для обслуживания высокопоставленных лиц был взят автомобиль уровня «китайского бентли». А уже через три месяца в машине загнулся движок. Оказалось, что китайцы банально не долили масла. То есть они могут сделать хорошо — но когда им нужно. А они не заинтересованы, чтобы их техника долго работала. Лучше потом чинить или менять — и брать с потребителя еще и еще деньги, сажать на крючок. Китайцам выгоднее, когда ломается — чтобы продавать снова и снова. Они обманывают во многих вопросах».
Зачем Китай намеренно снижает качество?
Низкое качество сборки, сложности с обслуживанием и ненадежные гарантии, игнорирование обращений потребителей, уход от ответственности — такой же подход, отмечает Павел Журавлев, Китай применяет и в других сферах промышленности. Скажем, какого качества могут оказаться китайские канатные дороги, которые КНР начал предлагать России с 2022 года, после ухода с рынка РФ европейских брендов горнолыжных подъемников? Китай пришел в Россию с брендом BMHRI, который делает канатные дороги. «До 2022 года туристический рынок России даже не знал таких производителей и вообще не задумывался о китайском оборудовании для горнолыжки. На всех курортах стояли европейские подъемники, да и отечественные тоже — их делали еще во времена СССР, и сейчас эта отрасль успешно возрождается», — замечает Иван Бочкарев, горнолыжный инструктор с большим стажем, заставший еще советские времена горнолыжного спорта.
Проблем с китайскими подъемниками хватает. Оборудование BMHRI может выходить из строя, например, такое случилось на китайском курорте в прошлом году. Российские курорты, решившиеся на такое приобретение, сталкиваются со сложностями. Сбой китайских подъемников происходил на курорте Шерегеш в 2024 году, на морозе не открывались колпаки кресел. А курорт «Арсеньев» в Приморском крае даже сорвал себе горнолыжный сезон, не успев запустить подъемник BMHRI: компания сорвала проводку платежей и поставку комплектующих.
Горнолыжная сфера — одно из тех направлений, где халатность недопустима, напоминает Журавлев: «Есть сферы, где нужно стопроцентное качество, а еще и презентабельность. И невозможно допустить сбои». Например, для высшего руководства страны используются отечественные автомобили «Аурус», которые обеспечивают полную надежность и при этом имеют достойный вид, который сразу выдает качество. То же самое касается и горнолыжного туризма — это один из самых дорогих и серьезных секторов туротрасли, где требуется максимальный уровень безопасности и надежности, замечает эксперт.
Экономист отмечает, что туротрасли нужно использовать отечественные разработки, тем более в сфере производства горнолыжного оборудования они есть, и весьма успешные. Холдинг РУСЛЕТ уже обеспечивает курорты отечественным программным обеспечением для подъемников и запчастями, а недавно на КИФ-2025 представил новейшую модель кабины для подъемника, впереди — большой объем задач по установке на российских склонах отечественных канатных дорог. Ранее конструкторское бюро «Ратрак-Урал», группа «Синара» также представляли на крупнейших российских форумах и выставках свои разработки — компании создают российские ратраки.
Как подчеркивает Павел Журавлев, отечественному рынку надо руководствоваться не финансовыми условиями сделки, а, скорее, гарантиями и качеством, и долгосрочной надежностью и партнера, и его продукции. Тем более если речь идет приобретении сложного оборудования, которое используется в машиностроении, транспортной сфере — строительстве железных дорог, судостроения, подъемных механизмов и так далее. «Важно, закупая подобную продукцию, знать, что потом нам десятки лет не придется задумываться о качестве, — поясняет эксперт. — Китай старается только для своего рынка, причем для избранных. А для массовости, для потока — нет. Более того, даже намеренно портят свою продукцию, поставляют оборудование уже с нарушениями. А наши доверяются, причем даже не проверяют. Результат — начинаются проблемы, поломки, отказ оборудования».
Никакой ответственности — только выгода
Проблема не только в самом некачественном оборудовании, но и в отсутствии ответственности Китая за подобные поставки, замечает Павел Журавлев: китайцы легко уходят от ответа. К примеру, в автоотрасли китайские бренды не торопятся финансировать ремонт своих машин. Как отмечает Вице-президент Национальной автомобильной ассоциации (НАС) Антон Шапарин, китайцы не хотят признавать гарантийные случаи, не принимают возвраты, в итоге люди вынуждены идти в суды. Поставки запчастей из Китая — особая история. Порой нужно ждать какую-то деталь до полугода. И владельцы машин из КНР уже столкнулись с тем, что на ряд марок достать детали уже вообще невозможно.
Да и обслуживание китайской техники слишком сложное дело. Особая «восточная» логика в конструировании оборудования тоже создает пользователям проблемы — скажем, оказалось на практике, что такая банальная процедура, как замена стартера, на китайском Tank 500 влечет за собой разборку почти всего авто, чтобы добраться до необходимой детали. А если по такому же принципу создаются и столь сложные механизмы, как канатные дороги? Оборудование должно быть сделано высококачественно и при этом надежно, а не представлять собой головоломку.
Китайские бренды — что наблюдается на примере автомобильной отрасли, — сделав свои продажи в РФ и заработав сотни миллионов, просто уходят с рынка России, бросая своих покупателей на произвол судьбы. Если Китай поступит так же с предлагаемыми российским курортам канатными дорогами, то работа горнолыжных курортов, если они установят китайские подъемники, может просто встать, считает Павел Журавлев, поэтому покупка курортным сектором китайского оборудования — рискованное решение.
Для российского рынка правильный выход — опираться на собственные разработки, когда работа идет «под ключ»: производители поддерживают свою продукцию и собственным сервисом, отвечая за каждый винтик в системе — во всех смыслах.
«Если зарубежные партнеры — китайцы, вьетнамцы, кто бы ни был — увидят в наших действиях слабину, что нас можно прогнуть, захватить, сесть на нас и ножками поболтать, — так и будет, — резюмирует Павел Журавлев. — Поэтому надо уважать российского производителя и использовать собственные разработки. Это обеспечит России и экономический суверенитет, и надежное качество — не только сегодняшним днем, но и на будущее».